В марте проект «Территория безопасности» принимал у себя в гостях заместителя командира отдельного батальона патрульной службы ГИБДД УМВД РФ по городу Владивостоку Евгения Назаренко.

С Евгением команда проекта познакомилась во время своего выступления в институте повышения квалификации для сотрудников МВД. Ему наш проект показался весьма перспективным и мы немного поговорили об общей ситуации с безопасностью, об особенностях пропаганды правил дорожного движения, и о том, зачем сотрудники ГИБДД регулярно ходят в родильные дома.

- Начнем с общего: назовите наиболее распространенные проблемы в вашем регионе с точки зрения дорожной безопасности? Как обстоит ситуация с детским дорожным травматизмом? Если можно, приведите цифры, статистические данные, которые показывали бы динамику?

- Тогда начнем с цифр. За два месяца 2018 года 89,1% ДТП в Приморье случилось в городах и населенных пунктах. И это – на 18,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

К сожалению, аварийность на дорогах регионального и межмуниципального значения (включая города и населенные пункты) выросла по числу ДТП на 12,2%. В самом Владивостоке дорожная аварийность по итогам двух месяцев 2018 года снизилась на 7,1%. Более 54% из этого числа – наезды на пешеходов. 
Если говорить о детском дорожном травматизме, то тут наблюдается снижение показателей. За два месяца 2018 года во Владивостоке произошло 11 аварий с участием детей до 16 лет, в которых пострадали 11 несовершеннолетних. По количеству ДТП снижение составило 21 %, а по количеству пострадавших - на 31 %. 
С участием детей-пешеходов зарегистрировано 10 ДТП, в которых пострадало 10 человек. За аналогичный период времени 2017 года произошло также 10 ДТП в которых 10 детей получили травмы. 
Две аварии произошли на нерегулируемых пешеходных переходах, одна – на регулируемом переходе . В двух случаях дети пострадали на придомовой территории. Одно ДТП произошло на проезжей части, где нет тротуара, и дети переходили дорогу под прямым углом по линии перекрестка. Остальные проигнорировали пешеходные переходы и переходили дорогу в неположенном месте. 
За три месяца 2018 года мы наблюдаем снижение этой статистики на 13% по ДТП и на 23% по травматизму, но, конечно, полную картину мы увидим только в конце года. В этом вопросе, мы, как и, наверное, многие другие регионы сталкиваемся, прежде всего, с безответственностью родителей в этом вопросе, которые пренебрегают удерживающими устройствами. Мы даже предупреждаем о рейдах на эту тему, в социальных сетях оповещаем и все равно в день проверки выявляем случаи. Хоть лично каждому родителю звони и напоминай.

А на мой взгляд, именно от воспитания зависит самосохранение ребенка на дороге. Если он с детства привык ездить по пояс в окно, разве его остановит красный светофор? Так что работаем, стараемся доносить информацию. Вот, даже листовки из детских рисунков на тему безопасной езды раздавали. Тут вообще двойной эффект получился: и детям еще раз постарались подчеркнуть важность соблюдения ПДД, и родителям в ненавязчивой форме напомнили.

Мопеды – вообще отдельная тема. Очень печально видеть в сводках случаи ДТП с использованием этого транспортного средства, которыми зачастую пользуются именно подростки. Правда, таких меньше становится. Но тут не скажу, с чем связано: то ли родители сами одумались и перестали покупать мопеды подросткам, то ли запрет на управление таким транспортом без водительского удостоверения действует. В любом случае, норма полезная и правильная: у подростков, кажется, вообще отсутствует инстинкт самосохранения и чувство ответственности за последствия притуплено. Нельзя с такими критериями за руль транспортного средства пускать, нельзя.

- Насколько состав ГИББД вовлечен в пропаганду ПДД? Какие формы существуют: встречи со школьниками, акции, передачи и т.д. Знаю, что у вас были очень нестандартные акции: например, вы дарили билеты на дрифт-шоу тем водителям, что правильно отвечали на вопросы по ПДД. Какие еще необычные мероприятия вы можете назвать? Есть ли понимание, какой результат приносят подобные акции?

- Пример с листовками-рисунками уже привел, а вообще детские мероприятия – одна из основных задач работы пропаганды. Встречи со школьниками, малышами из детских садов – лишь малая часть выполняемой нами работы. Мы с удовольствием посещаем учебные заведения и проводим с детьми беседы, общаемся так, чтобы у ребят не возникало чувство страха перед инспектором ГИБДД, чтобы каждый мог задать интересующий его вопрос. И поверьте, таких много.

IMG 20180330 214039

Мы вовлекаем слушателей в беседу, и обычная лекция становится уже не скучной ни для нас, ни для детей. У нас, например, создана уникальная площадка-автодром в детском центре «Океан». Кажется, она вторая в России. Настоящий автодром, где подростки могут с инструктором освоить навыки вождения. Такая возможность попробовать управлять настоящим транспортом, понять, что это не так просто, как кажется, должна формировать у детей правильное отношение к процессу вождения в общем. Все дети хотят поскорее вырасти, и вождение транспорта для них – один из показателей такой «взрослости».

«Океан» - всероссийский центр, и дети из других городов тоже перенимают эти знания и учатся правильно относиться к культуре вождения. Ежегодно в июле-августе месяце ВДЦ «Океан» принимает смену по линии пропаганды «Дороги безопасности». Инспекторы пропаганды БДД города Владивостока и Приморского края являются членами жюри конкурсов этой смены.

Во Владивостоке особенные люди, легкие на подъем. Мы постоянно стараемся контактировать с обычными водителями не только в сфере правового поля. На 8 марта ежегодно девушкам-водителям сотрудники ДПС цветы дарят, на 9 мая – ленточки георгиевские. А ещё мы периодически посещаем родильные дома. Да, казалось бы, нестандартная обстановка для инспектора, но все же и там задают нам вопросы, касающиеся ПДД.

IMG 20180330 215556 1

В интересном формате в прошлом году проводили Дни открытых дверей в службе занятости населения. Например, устраивали демонстрацию работы алкотестера. Можно сказать, сорвали овации аудитории. С партнерами – Приморской автофедерацией – выезжали на дрифтовые гонки на «ПримРинг» и разрешали всем желающим сфотографироваться в патрульном авто. И здесь не забыли про алкотестер – в добровольном порядке и игровом формате желающих испробовать его на себе оказалось намного больше, чем при остановке на дороге. Но мне кажется, что именно эти вещи и позволяют нам лучше налаживать контакт с водителям. У них есть возможность пообщаться с нами в неформальной обстановке, но соблюдением всех норм приличия, задать какие-то вопросы и получить развернутые ответы. Мы для этого и начали такую активную политику в социальных сетях. Ведь наша главная задача – не просто следить за порядком на дорогах, а работать именно с населением в части формирования у них водительской ответственности .

- Опишите, пожалуйста, типичное дорожное благоустройство около школы Владивостока. Что входит в обязательный комплект: искусственные неровности, знаки, ограждения? Везде ли они установлены?

Хотелось бы кого-то поругать, но некого. ГИБДД очень активно взаимодействует со всеми образовательными учреждениями города в этом вопросе. Проверяем их регулярно, с детьми работаем. Может, отмечу только несколько школ, которые находятся у проезжей части. Там мы отдельно прорабатывали методы работы с детьми, этому отдельное внимание уделяется. Дети есть дети, и даже несмотря на наличие всех заградительных конструкций вокруг здания, они могут выбежать на проезжую часть вне учебного времени. Поэтому в этих случаях само руководство школы уделяет правилам поведения на дороге отдельное внимание. Но, учителя - это учителя. Многое зависит и от родителей. Очень важно ежедневно напоминать детям о безопасности на дороге, наглядно показывать путь от дома до школы и обратно. Только слаженная работа с родителями может принести результат. Что касается парковок, то 1 сентября, к примеру, сотрудник ДПС за этими вещами следят. Патрулируют территорию, просят отъехать, если нужно. 

- Вы довольно эффективно используете социальные сети для пропаганды. При заведении и ведении аккаунта равняетесь ли вы на какой-то зарубежный опыт?

- Социальные сети для госструктур – особенный канал общения с аудиторией. У людей очень много вопросов возникает по самым различным поводам – от работы кабинетов до процедуры замены водительского удостоверения и перекрытия дорог. И я считаю, что наша задача – сделать взаимодействие структуры и обычных граждан максимально комфортной для обеих сторон. Когда мы начинали работу в Инстаграм, честно, боялись волны негатива со стороны водителей. Сами понимаете, не всегда встреча с сотрудников ГИБДД оставляет приятные впечатления. Поэтому мы продумывали специфику постов, тексты, можно сказать, учились заново писать, отходить от канцелярского стиля. Вот одним из ключевых моментов, наверное, стала функция «Позвонить» через шапку профиля: оказывается, далеко не все водители знали телефон дежурной части ГИБДД Владивостока и вызовы на ДТП отправляли на 02. Представьте, как сократился путь звонка теперь?

yJbJ3 AWAp4

Насчет зарубежного опыта пока не могу сказать. Мне кажется у них совсем другая специфика ведения сетей и работы полиции в целом. Но на местном уровне наши специалисты, ответственные за контент паблика, постоянно повышают свою квалификацию в этом вопросе. Участвуют в конференциях, сами что-то читают. Задача не сделать из паблика площадку для публикации официальных релизов, а настроить живое взаимодействие с реальными людьми, которые не знают, например, что делать, если второй участник аварии скрылся, и т.д.

- Ознакомившись с проектом «Территория безопасности», какое у вас впечатления? В чем, на ваш взгляд, отличительная черта проекта? Что бы вы добавили?

- Добавил бы, что это большие возможности. Подобные проекты просто необходимы не только отдельным городам, но и стране в целом. Повторюсь, слаженная работа, взаимодействие и правильная организация может творить чудеса. Да, у проекта несравненно есть будущее